рус | укр
Другi фестивалi: 2008 2009 2010 2011
И кое-что о сценках от Ирины Лапшиной

И кое-что о сценках и сценариях.

И. Лапшина

Кориснi лiнкi


Вы уже придумали, что играть на фестивале? Замечательно. Осталось только качественно это воплотить. А если не придумали еще - не расстраивайтесь. Здесь найдется пара-тройка мыслей, способных повернуть вас в правильном направлении.

Любая сценка начинается с идеи. Яркой идеи, которую просто сил нет, как хочется воплотить. Перефразируя одно известное высказывание, хорошие идеи не работают, работают только _классные_ идеи, яркие и живые! Но найти такую - нужно постараться.

Если вы несколько растерялись, что времени остается всё меньше, а гениальной сценки все нет, попробуйте начать с начала. Отойдите ненадолго от бесплодных раздумий и вспомните, что движет вами в первую очередь в желании показать своего персонажа? Что вы а) хотите донести и б) как вы хотите/можете это сделать?

То есть первое и главное: цель.

Если вы хотите, донести _дух_ аниме/видеоигры, то нужно в нескольких чертах-фразах представить, что составляет суть вашего аниме/видеоигры, что делает его/ее уникальной, отличной от других и привлекает в нем/в ней вас самих.
Запишите эти фразы.
И попробуйте представить какими средствами (костюмами, деталями, декорациями, музыкой, исполнением...) вы можете эту суть донести.
Это один путь.

Если вы хотите лишь _воспользоваться_ персонажами или антуражем того или иного аниме/видеоигры, то это другой путь. Но он скорее означает, что вы уже имеете некий интересный замысел, и вопрос _что_ играть у вас стоит уже не столь остро, нежели вопрос _как_ играть.

Теперь главное второе: средства.

Если в первом случае ставка делается, как правило, на соответствие - на создание _копии_ образа, на игру <мир в мире>, что, в свою очередь, предполагает и знание этого мира аудиторией, и вашу похожесть на персонажа (либо способность лихо перевоплощаться в него), и, безусловно, классную историю, которая ни в коем случае не должна разочаровать своим финалом, то второй вариант не столь скован разного рода ограничениями и может использовать не менее красивые, но более быстрые инструменты для достижения контакта с залом - это клоунада, танец, пантомима, пародия, то есть вещи, заточенные на юмор и игру со зрителями.

Ведь мы понимаем, что в зале сидят не только анимешники. И нужно заботиться, чтобы сценка была понятна и <непосвященному>.

Что же делает ее такой?

Сценка, как и школьное сочинение, должна иметь вступление (завязку), основную часть (само действие, развитие) и заключение (финал, развязку).

Во вступлении, в первой части истории, надо успеть дать зрителю понять, что он видит, что это за история (элементарно - смешная или грустная, боевик или мелодрама) - то есть живенько ввести зрителя в курс дела, дать нужный эмоциональный настрой и познакомить с персонажами.

Живенько - потому что за четыре минуты большой истории не расскажешь, а происходить все в этой крохе должно абсолютно также как в большой истории.

В конце условно вступительной части должно произойти нечто, что-то такое, что сделает больше невозможным прежнее течение событий в истории и положение персонажей. Как следствие, персонажи должны начать действовать, преодолевать возникшие и всё новые препятствия на своем пути, продвигая тем самым вперед сюжет и увлекая за собой внимание зрителей.

В середине истории должна произойти еще одна перемена, еще один поворот - когда уже не события правят бал - воздействуют на персонажа, а персонаж (персонажи) начинает воздействовать на события. С этого момента темп истории резко возрастает, происходящее на сцене замешивается всё круче, приводя к финальному столкновению сил, большому бадабуму, веселухе или про что у вас там история, с обязательным условием (!), чтобы развязка (как и все повороты сюжета) была как можно менее очевидной и стопроцентно эффектной.

Есть еще такое понятие, как жанр.

Жанр в успешности сценки играет не последнюю, а порой решающую роль. Он задает не только эмоциональную окраску, но и делает историю в каком-то роде предсказуемой. Любимый пример - детектив. Зритель заслышав, например, тему <Розовой пантеры> почти мгновенно настраивается на <расследование>. И то, что на самом деле перед ним будет происходить не обязательно именно расследование - роли это играть уже не будет. Внимание зрителей на крючке, а значит дело теперь только за сюжетом. И конечно нельзя подкачать с финалом!

Похожая ситуация и с другими жанрами, но условия развития там более гибкие. Например, история любви может запросто начаться с трагедии, и постепенно вырулить к счастью. Драма, напротив - начаться может достаточно весело и неожиданно вплыть в материи более суровые - тяжело психологические и глубоко философские. Но как раз последними лучше и не злоупотреблять. Заканчивать на такой ноте могут себе позволить лишь стопроцентно сильные и непростые сюжеты. То есть те, что выдают по-настоящему ценную идею в конце, пускай среди мрака, но полную надежды и какого-то иного мощного смысла, заставляющие зрителей с замиранием следить за происходящим, с мурашками по спине и чуть не вскакивать со своих мест в момент кульминации.

Если вам удастся придумать _такой_ сюжет, то и мрачность сможет сработать, не хуже самого рассмешного гэга. Но если, всё-таки, саспенс (что по-английски значит <напряжение, тревожное ожидание (развязки)>) - не ваш конёк, то лучше обращаться и обращать внимание зрителей на что-нибудь более легкое, но не менее эффектное.

Недаром людям так нравятся комедии.

Но и комедии кажутся проще в исполнении, только на первый взгляд.
Так называемый <легкий жанр>, на самом деле, возможно, самый трудный. Не даром великих комиков пересчитать по пальцам - их знает весь мир, а в режиссеры смешных историй никогда нет очереди. Смешная история даже более, чем любая другая, не терпит никаких <провисов> в действии. Прерывается каскад казусов (нелепых случайностей, в которые попадает персонаж в один за другим) или каскад гэгов (удачных шуток, цепляющих одна другую, например, в диалоге персонажей) - прерывается и внимание зрителей. Об этом нужно знать и всегда помнить. И придумывая смешной сценарий строго следить, чтобы на сцене никто не <скучал>, нескучающие не мельтешили, и буквально каждая реплика, каждое движение, и даже пауза - работали на сюжет. Помогали раскрыть ваш замысел и донести вашу идею до зрителей. То есть даже у комедии должен быть крепкий продуманный каркас внутри. Ну и конечно - смешные шутки, яркое запоминающееся действие, суперский финал и умелое исполнение. Работайте над сценками, работайте на собой и всё получится.

И напоследок.

Сценарий - не просто текст с диалогами. Это маленький спектакль. Ваш спектакль - вы его создаёте. Причем, прямо сейчас, взяв лист бумаги с еще сырым текстом и произнеся первое слово. Полюбите это слово и полюбИте свой спектакль. Создавайте его таким, чтобы вам самим интересно было его играть. Чтобы каждая секунда на сцене доставляла вам и зрителям радость, чтобы каждая ваша удачная шутка, идея или импровизация совершали со зрителями маленькое волшебство. Направьте всю свою энергию на это. И тогда, может быть, еще большее волшебство зрители подарят вам - шквал аплодисментов!

Удачи!

© 2006
Взято с http://festival.otaku.ru
Контакти