рус | укр
Другие фестивали: 2008 2009 2010 2011
История фестиваля



Предельно откровенное сообщение от оргкомитета фестиваля, которое будет полезно почитать всем участникам и зрителям.


Анимешники в большинстве своём — народ открытый и добрый. Обычно они радуются проводящимся мероприятиям, что-то хвалят, что-то ругают, но редко вникают в подробности их организации. Каким образом делается фестиваль, его внутреннюю «кухню» — знает оргкомитет, и, как правило, совсем небольшая часть участников и зрителей, так или иначе имеющих отношение к организации или к организаторам. И мы бы не стали загружать ваши головы лишними подробностями, но предпочитаем быть предельно честными со всеми, кто каким-либо образом знаком с нашими фестивалями.
Мы — это оргкомитет фестиваля, довольно большая группа людей из разных городов и даже стран. Часть из нас — организаторы Всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже, в этом году отпраздновавшего свою 11-ю годовщину, часть — представители аниме-клубов Украины и России. География оргкомитета немаленькая: Киев, Харьков, Симферополь, Черкассы, Херсон, Воронеж, Ростов-на-Дону, Балаково, Пятигорск, Москва, Санкт-Петербург, Вальдкирх.

В этом послании мы хотим познакомить вас с нами, описать историю Всеукраинского фестиваля японской анимации в Киеве, а заодно расставить некоторые точки над «и».


Аниме-фестивали в Киеве

Итак, Первый Киевский Аниме-Фестиваль был организован Романом Янковским в апреле 2006 года. Буквально через полгода, в октябре 2006-го, Роман организовал Второй Киевский Аниме-Фестиваль. Подробности об этих фестивалях и интервью с Романом можно прочитать на сайте интернет-магазина AnimeUA.


Первый всеукраинский фестиваль японской анимации в Киеве

В мае 2008-го Степану Шашкину (Воронеж), продюсеру компании «Реанимедиа», позвонила Елизавета Плесконос, тогда — директор кинообъединения «Люксор». Она рассказала, что о Всероссийском фестивале японской анимации, проходящем в Воронеже, знают далеко за пределами России, ей нравится то, как делается этот фестиваль, и она хотела бы, чтобы Степан привёз его в Киев. Степан ответил, что привозить Воронежский фестиваль в Украину не нужно, но можно организовать фестиваль в Киеве, используя схему «Воронежа». А также пообещал, что поговорит с оргкомитетом о возможности организации косплей-шоу в Киеве.

В июне 2008-го «Реанимедиа» получила несколько интересных предложений о сотрудничестве от украинских компаний, и Степан поехал в Киев, чтобы встретиться со всеми лично, посмотреть и обсудить всё на месте. Во время своего визита Степан встретился с Елизаветой Плесконос и Павлом Горделадзе (зам. директора по репертуару кинотеатра «Жовтень») и рассказал, как делается Воронежский фестиваль. Тогда же были намечены места проведения будущего украинского фестиваля — кинотеатр «Жовтень» и Киево-Могилянская академия. Затем Степан встретился с Владимиром Панивко и Аркадием Медведевым (Anime Line Group), они договорились, что Владимир и Аркадий будут представлять интересы «Реанимедиа» в Украине. Степан предложил им подключиться к организации фестиваля в качестве представителей «Реанимедиа», сказал, что объяснит, что и как нужно сделать, и пообещал координировать все действия Anime Line Group. Также Степан встретился с Романом Янковским, который был рад, что есть люди, заинтересованные в дальнейшем развитии фестивального движения в Киеве, и согласился всячески содействовать организации будущего фестиваля.

Вернувшись из Киева, Степан тут же связался с Усаги и остальным оргкомитетом Воронежского фестиваля, обсудив возможность проведения косплей-шоу в Киеве. Название решили взять смелое и простое, и вот — «Первый всеукраинский фестиваль японской анимации в Киеве» начал искать участников и сторонников в Украине.

Вся организация по части определения дат и формата проведения фестиваля, контента сайта, работы с участниками, наполнения программы, договорённостей с российскими лицензионными компаниями о легальных показах фильмов, программы семинаров легла на плечи организаторов Всероссийского фестиваля в Воронеже; проведение вечеринки, игрового турнира и развлекательной программы, проходившей в кинотеатре «Жовтень», взяла на себя креативная команда Nice Guys; за регистрацию сайта, сувенирную продукцию, торговлю и рекламную полиграфию фестиваля отвечала Anime Line Group; расписанием показов занимался кинотеатр «Жовтень». «Реанимедиа» взяла на себя 100%-ную ответственность по финансовой части. Аркадий Медведев как представитель «Реанимедиа» в Украине вышел на руководство Культурного центра Киево-Могилянской академии с предложением о проведении косплей-шоу. Но для успешного завершения переговоров потребовался телефонный звонок от Степана с заверениями, что «Реанимедиа» оплатит аренду зала за неделю до фестиваля.

Примерно за месяц до фестиваля выяснилось, что Аркадий проявил немного больше инициативы, чем просил Степан, и договорился о мероприятиях, которые наслаиваются по времени на основную программу фестиваля. Пришлось корректировать эти мероприятия, а также убирать из программы нелицензионные показы, поскольку «Реанимедиа» не может участвовать в фестивале, в котором нет лицензионной чистоты.

За неделю до фестиваля Степан приехал в Киев, вместе с Аркадием они встретились с руководством Киево-Могилянской академии по вопросам аренды, света и звука, с Павлом из «Жовтня» и Елизаветой из «Люксора» — по финансовым вопросам показов фильмов, расписанию фестивальных мероприятий, проходящих в кинотеатре, и предоставлению кинотеатром репетиционного помещения для косплей-шоу.

Несмотря на корректировки, в программе фестиваля всё ещё были дополнительные мероприятия, организованные по инициативе Аркадия, которые наслаивались на основные мероприятия фестиваля. Кроме того, по исходящей из разных источников информации, многие косплееры Украины не знали, что стать участником косплей-шоу очень просто, а наоборот, были уверены, что это практически невозможно из-за жесткого отбора. Так как фестивали в подобном формате проходили в Украине впервые, возможно, анимешники не знали, что в косплей-шоу могут участвовать все, кто подал заявку и прошёл несложный отбор (носящий скорее рекомендательный, чем избирательный характер).

Здесь проявили недюжинные организационные способности Усаги и команда оргкомитета из Ростова. Поскольку тема косплей-шоу была «Меланхолия Харухи Судзумии», Усаги и Сям Пу, переодевшись в костюмы девочек-кроликов, и Хотару в образе, более соответствующем её персонажу — Юки, поехали на аниме-вечеринку, проходившую в клубе «Бинго» накануне косплей-шоу. Там они общались с косплеерами, рассказывали им о том, что на следующий день будет косплей-шоу, начинающим поясняли, как оно проходит, и собирали контакты желающих поучаствовать. Заинтересовало это большинство опрошенных, и таким образом косплей-шоу обогатилось почти на 40 новых интересных участников!

Несмотря на мелкие накладки, фестиваль, и косплей-шоу в том числе, прошёл на ура! Также было проведено первое в истории украинского аниме-фэндома праздничное шествие участников фестиваля по улицам города. Судя по многочисленным отзывам, участникам и зрителям очень понравился фестиваль, и было решено на будущий год провести следующий.

Проводниками и первыми помощниками фестиваля в Киеве были Миака — первый косплеер из Украины, принявший участие в косплей-шоу в Воронеже в 2002 году, и Таосу — частый посетитель российских фестивалей и участник команды ведущих на Всероссийском фестивале в Воронеже в 2008 году, также вошедший в группу ведущих Первого всеукраинского фестиваля. Кроме того, значительное содействие оказали Владимир Панивко из Anime Line Group и креативная команда Nice Guys во главе с Линой и Сайбером.


Второй всеукраинский фестиваль японской анимации в Киеве

В следующем году оргкомитет по просьбе Степана возглавили Миака и Таосу (Киев), взяв на себя почти всю административную работу по фестивалю и успевая параллельно работать с участниками, заниматься кинопоказами, лекциями и семинарами. Косплей-шоу координировали Танка (Харьков), Усаги и Миака, а Таосу также занимался сайтом фестиваля и бухгалтерией. Nice Guys взяли на себя организацию аниме-пати. Anime Line Group организовала магазин аниме-продукции и отвечала за изготовление рекламной полиграфии. «Реанимедиа» снова договаривалась с российскими лицензионными компаниями об аниме-показах, несла на себе финансовую ответственность за фестиваль, а также организовала проезд и проживание в Киеве команды российского оргкомитета, на этот раз состоявшего из 20 человек. Из-за юридических несогласовок и финансового кризиса «Реанимедиа» и Anime Line Group так и не смогли открыть отделение «Реанимедиа» в Украине, чтобы начать выпуск её изданий.

К сожалению, второй фестиваль не обошелся без накладок и некоторых несогласованностей. Например, прямо по ходу действа координаторы косплей-шоу вынуждены были резко сокращать программу в связи с поступившим требованием администрации Культурного центра Киево-Могилянской академии освободить здание до 22:00, хотя договорённость по времени была другая. В первую очередь из программы были исключены все сюжетные интермедии ведущих. К сожалению, этого оказалось недостаточно. Чтобы дать возможность всем косплеерам быть увиденными зрителями, ряд номеров дефиле пришлось показывать в экспресс-варианте (заменить поставленные участниками выходы стандартным проходом по сцене). Больше всех пострадала идущая последней по расписанию сценка. В связи с жесткими ограничениями по времени её участникам было предложено выйти на сцену в рамках дефиле, однако они рассчитывали на полноценное выступление и предпочли не выходить на сцену вовсе. Несмотря на непредвиденные трудности, косплей-шоу закончилось на позитивной ноте большим финальным танцем.

Мы сожалеем, что не смогли предусмотреть возникшие сложности, и теперь делаем всё возможное, чтобы такой недопустимой ситуации с участниками больше не повторилось.

Однако мы также верим, что преимуществ набрали больше, чем проблем, ведь наш общий праздник обогатился и в программе, и в зрителях, и в участниках. Все вместе мы очень радовались тому, что второй фестиваль привлёк гораздо больше интересных номеров в программу косплей-шоу, программа семинаров выросла в три раза. Акустический концерт стал настоящим украшением и изюминкой третьего дня, а география фестиваля пополнилась более чем десятком городов Украины — от Львова до Луганска, от Одессы до Славутича. Инициатива украинского аниме-движения проявилась в полную силу!


Третий всеукраинский фестиваль японской анимации в Киеве

Каким будет третий фестиваль, прошлой осенью никто не задумывался. Однако через некоторое время Anime Line Group выдвинула ультиматум «Реанимедиа», в котором заявила, что не хочет, чтобы в организации принимали участие Миака, Таосу и их команда. На что от «Реанимедиа» был получен однозначный ответ, что продолжение фестиваля возможно только в прежнем составе. После этого Anime Line Group в одностороннем порядке решили организовать свой фестиваль в прежние даты, о чем остальная часть оргкомитета узнала, когда резко сменились дизайн и наполнение сайта.

Со своей стороны, оргкомитет Киевского фестиваля совместно с оргкомитетом Воронежского фестиваля и клубом «Р.Ан.Ма», компанией «Реанимедиа», креативной командой Nice Guys, клубом Yume no Moto и при поддержке Романа Янковского начали подготовку к проведению Третьего всеукраинского фестиваля японской анимации в Киеве, который состоится 5–7 ноября 2010 года.
Контакты